Игра кто что сделал. Дидактические игры для младшей группы детского сада на тему: «Люди»


«Давайте познакомимся!»

Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.

Материал: кукла.

Ход игры

К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.

Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно!

Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.

«Кто главный?»

Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

«Девочка заболела».

Цель: совершенствовать знания детей о труде врача; воспитывать чуткость, желание помогать больному.

Материал: кукла, кровать, телефон, кукла-врач.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям прислушаться, ведь кто-то плачет.

Воспитатель. Возможно, кто-то из вас? Нет, это кукла Настенька плачет. Как вы думаете почему? (Воспитатель касается рукой лица куклы.)

Настенька заболела. Что нужно делать? Так, отнести нашу куклу в кроватку. Как помочь кукле? Кого необходимо вызвать? (Воспитатель вызывает по игрушечному телефону врача.)

«Появляется кукла-доктор», которая «слушает больную куклу», «смотрит горло», «назначает постельный режим и лечебный чай».

Воспитатель. Дети, какое настроение у куклы? Какое настроение будет, когда она выздоровеет? (Дети мимикой показывают настроение.)

«Оцени поступок».

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры

Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Как зовут членов семьи».

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Мое имя».

Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя.

Материал: мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

«Да или нет».

Цель: формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Кто где живет».

Цель: учить детей называть свой домашний адрес; развивать память, внимание.

Ход игры

Воспитатель. Мальчик Витя самостоятельно пошел гулять по улицам города и заблудился. Что делать? Он не знает своей домашнего адреса. А вы знаете свой адрес?

Дети по очереди называют свой домашний адрес. Например: «Я живу в городе Краснодаре на улице Селезнева, в доме № 20, квартира № 25».

Если ребенку трудно назвать свой адрес, то воспитатель ему помогает.

«Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово».

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты».

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры

Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»

«Вежливые слова».

Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: котик, сумка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Клубочек волшебных слов».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: клубочек из ниток.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

«Помоги зайчику».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечный зайчик.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Цветок доброты».

Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.

«Я - мальчик, ты – девочка».

Цель: продолжать учить детей различать свой пол; развивать мышление, внимание.

Ход игры

Дети образуют круг и по очереди называют свой пол. Например: «Я - мальчик, потому что у меня короткие волосы, я ношу брюки, рубашку!» Или: «Я - девочка, потому что у меня есть косички, я одета в платье!» и т.д.

«Я опишу, а ты отгадай!».

Цель: учить детей по описанию отгадывать пол ребенка; развивать внимательность.

Ход игры

Воспитатель предлагает угадать: кого он описывает - мальчика или девочку. Например: «Этот ребенок одет в великолепную розовое платье, на голове у нее завязаны хвостики!» Или: «У этого ребенка короткие волосы, одет в шорты, футболку!» и т.д.

«Почему у меня такая одежда».

Цель: закреплять умение детей определять свой пол по одежде; развивать мышление, речь, внимание.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассказать, почему у них такая одежда. Дети по очереди рассказывают: «У меня штаны и рубашка, потому что я-мальчик!» Или: «У меня юбка с украшениями и хорошая кофточка, потому что я - девочка» и т.д.

«Я умею уступать».

Цель: учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.

Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.

Ход игры

«Профессии».

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.

Ход игры

Воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.

Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!

Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

«Все профессии важны».

Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.

В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

«Кому что нужно для работы».

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры

На стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

«Приветствие-прощание».

Цель: закреплять знания детей о том, когда люди здороваются, прощаются; развивать память, внимательность.

Материал: игрушечные мишка и зайка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «научить» лесных зверюшек здороваться и прощаться, а также объяснить им, когда именно прощаются, а когда - здороваются. Например: когда человек приходит в гости, он говорит: «Добрый день» и т.д. Если дети затрудняются назвать, когда необходимо здороваться, прощаться, то воспитатель предлагает проиграть похожие ситуации.

«Лишний предмет».

Цель: учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.

Материал: красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера.

Ход игры

Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

Ольга Анатольевна Васильева

Моим малышам нравится дидактическая игра :"Кто что делает ?". Мне эта игра симпатична тем , что в ней несколько уровней сложности. Поскольку малыши приходят в группу с разным уровнем развития речи , а заниматься нужно с каждым, то более ценны игры для всех малышей от 2 до 3 лет.

Задачи :

Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы (или людей, животных,птиц, их качества,действия;

Активизировать словарь детей;

Учить согласовывать в речи существительные , прилагательные и глаголы, использовать предлоги.

Самый простой уровень - картинки с одним действием,например - кукла спит или кукла кушает.

Задание посложнее - картинки с несколькими действиями. Например : мальчик сидит на стуле и одевает брюки.


Самый сложный уровень - составление предложений с использованием разных предлогов. Например : кошка спит на кровати, а собака под кроватью,на коврике. Такие предложения могут составить или повторить за воспитателем только очень хорошо говорящие дети.

Дидактическая игра «Из чего сделаны?»

Этот дидактический материал будет полезен для воспитателей детских садов и для родителей.
Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Цель игры: Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны.
Задачи:
- Дать представления о связях предметов окружающего мира;
- Познакомить с продуктами человеческого труда, и с русскими народными промыслами;
- Развивать логическое мышление;
- Дать представление о символах России;
- Расширять кругозор, словарный запас детей;
- Учить детей сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи

Материал: большие карты с изображением материала и пустых мест; маленькие предметные карточки;
Задачи участников игры:
Распределить предметы по группам: - Из камня; железа; ниток; ткани и т.д.1.«Кто быстрее» (участвуют 2-8 детей).
Всем предметные карточки перемешать картинками вверх. Большие карточки дать каждому игроку по одной.
Задача игроков – как модно быстрее выложить на свои большие карты. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет большие карты;
2. «Выбери и назови» (участвуют 2-8 детей). Все играющие берут по одной большой карте. Ведущий берёт предметную карточку и показывает что на ней изображено, и спрашивает у игроков, из чего она сделана. Кто быстрее собрал все карточки – тот победил.
Игроки узнают нужный предмет.
3. «Верю-не-верю» (участвуют 2-8 детей)
Все карточки перевернуть картинками вниз. Игроки по очереди открывают по 1 карточке, показывают её остальным и спрашивают, например «Верите ли, мне, что бусы сделаны из ткани?» Игроки отвечают, кто ответил неверно – тот получает штрафную фишку. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных фишек
4. «Угадай» (участвуют 2-8 детей)
Все предметные карточки перевёрнуты картинками вниз. Игроки по очереди берут по одной, придумывают загадку о предмете (форма, цвет, для чего нужен), остальные отгадывают и размещают на большой карточке.
У кого большая карточка будет заполнена раньше – тот победил.


Татьяна Смеречук

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня мне бы хотелось представить вашему вниманию дидактическую игру "Кто что делает" , изготовленную мной для детей дошкольного возраста.

Конечно же всем вам известно, уважаемые коллеги, что развитие речи детей является проблемой современного общества. И данное дидактическое пособие помогает детям развивать связную речь, расширить и активизировать словарь ребенка, формировать умение отвечать на вопросы и самому их задавать, развивать воображение.

Д/И "Кто что делает" состоит из 23 картинок, на которых изображены различные действия. Игра рассчитана на детей от 1 года до 6 лет .


С детьми 1-2 лет, рассматривая картинки, нужно побуждать их показывать и называть знакомые предметы, отвечать на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Что делает девочка?» и т. д. У детей 2-4 лет нужно формировать умение составлять предложения, используя разные части речи. Задавать и отвечать на вопросы по картинке. В возрасте 4-5 лет дети способны, детально рассказывать о содержании картинки. Детям 5-6 лет данные картинки помогут сформировать умение составлять план рассказа и придерживаться его при составлении.


Занятия по картинкам могут проводиться как индивидуально, так и по подгруппам, группам.

[b]Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Что делает нас здоровыми» Программные задачи: Пополнять знания детей о способах здорового образа жизни. Формировать потребности в двигательной активности, способствую.

Дидактическая игра по ОБЖ Дидактические игры по ОБЖ. 1.«Опасно - неопасно» (1-7 слайд). Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; закреплять.

Дидактическая игра"Что вредно, что полезно" Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.

Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке» (Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию.

Дидактическая игра «Мир книг» Цели. Формирование интереса и потребности в чтении Задачи. 1. Формировать знания о писателях. 2. Закрепить.

Цели игры: познакомить детей с правилами поведения на улице и на проезжей части (как правильно переходить дорогу и т. д., видами транспорта,.

Задачи: помочь малышам развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепить название цветов.

Цель: подвести детей к пониманию того, как художник изображает движение, позу, жест животного и что они означают. Формировать художественное восприятие, умение в речи, в рисовании пластикой движении передавать воспринятые графические образы животных.

Материал. Иллюстрации Е. И. Чарушина в книгах «Детки в клетке», «Тюпа, Томка и сорока». Художественно-развивающая игра «Кто сидит, кто бежит».

Предварительная работа. Чтение вышеназванных книг, рассматривание иллюстраций в них.

Ход занятия.

Воспитатель: «Дети, сегодня мы попробуем разгадать по рисункам Е. И. Чарушина, кто из животных что делает. (Показывает рисунки из книги «Детки в клетке».) Первый рисунок – к стихотворению «Детский дом». Посмотрите внимательно и отгадайте, что делают здесь малыши? Вот два медвежонка. Расскажите о них. (Один сидит и сосёт из бутылочки молоко, лапкой придерживает, чтобы не отобрали, а другой тянет за конец бутылки, мордочку вытянул и просит: «Дай, а ну, дай пососать. Я чуть-чуть только, немножко по бую, дай, а?») Как просит один медвежонок у другого бутылочку с молоком? Покажите. А сейчас другая страничка. Что здесь происходит? (Вверху козлик бодает медвежат.) А как вы догадались, что козлик бодает медвежат? Да, он голову наклонил, лбом хочет забодать, а рожек– то еще нет, не выросли. А как он стоит? Да, он стоит на задних ножках. А медвежата что делают? Один с ревом (рот открыт) удирает, боится козлика, а другой сжался весь от страха, повернулся и рычит, хотя сам и побаивается. А барсук удирает со всех ног. А ниже на страничке что нарисовано? Да, волчонок и львенок гоняют мяч. Вон как бегут: передние лапы вытянули, задними отталкиваются, несутся вскачь. Стихотворение «Зоосад». – Здесь что делают малыши? Расскажите мне, как это рисовал художник? (Рассматривают с детьми рисунки, обращают внимание на позы и мимику животных, воспитатель предлагает детям принять некоторые позы.) Книга «Тюпа, Томка и сорока». Воспитатель предлагает детям послушать рассказ, который написал и рисунки к которому сделал Евгений Иванович Чарушин. Читает рассказ «Почему Тюпу прозвали Тюпой», при этом показывает рисунки. После чтения предлагает детям рассказать, что же делает Тюпа? – На первой страничке Тюпа удивляется. Глаза большие, удивленные, а сам он весь сжался от страха: «Что же это?» Что он увидел? А как художник нарисовал шерстку? Вон какой пушистый котенок – комочек пуха. А на второй страничке что нарисовано? Тюпа тихонько подкрадывается, прижался к земле, чтоб его не видно было. А ну-ка, покажите, как Тюпа ползет. (Дети показывают.) Полз, полз Тюпа, да как прыгнет. Хотел птичку схватить. Покажите, как прыгнул котенок (передние лапки вверх, только на задних стоит). Да не схватил птичку. Не дорос еще Тюпа птиц ловить. «Ловкач неуклюжий», – говорит писатель. А сейчас, дети, мы поиграем в игру «Кто бежит, а кто сидит). У вас на столах лежат карточки с изображением животных, нарисованных Е. И. Чарушиным. Вы внимательно их рассмотрите и разложите по группам: в одну группу животных, нарисованных сидящими, а в другую – тех, кто бежит, прыгает. Дети выполняют задание. Воспитатель поощряет детей. Иллюстрации можно выставить, чтобы дети могли их видеть. После этого детям предлагается – нарисовать какое-либо животное: зайчика, лисичку, кошку, белочку, собачку, птичку, при этом придумать его позу, движение. Воспитатель оказывает детям помощь, обращает внимание на иллюстрации, на то, как художник передал движения животных. Можно использовать фигурки с подвижными частями тела, показав, как могут быть расположены голова, туловище, лапы, хвосты у животных. В конце занятия следует одобрить работы, обратить внимание на выразительные образы, спросить детей, как они получились. Для закрепления у детей представлений об особенностях творческой манеры художников Ю. А. Васнецова и Е. и. Чарушина можно предложить детям такие игры, как «Узнай, какой художник меня нарисовал?), «Угадай, какие звери в этом домике живут?).

Приложение 10

Игра «Узнай, какой художник меня нарисовал?»

Цель: закрепить у детей представление об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю. А. Васнецовым Е. И. Чарушиным.

Материал. Карточки-иллюстрации, изображающие разных животных, выполненные художниками Ю. Васнецовым и Е. Чарушиным (l-й вариант). Большие и маленькие карты (2-й вариант по типу «Лото»).

Организация:

l-й вариант. Играют З-4 ребенка. У каждого несколько карточек с иллюстрациями двух художников. Детям предлагается разобрать картинки по группам, т. е. в одну группу рисунок Чарушина, в другую – Васнецова. Объяснить, почему так подобрали. Как узнали?

2-й вариант. Игра по типу «Лото». Детям раздаются большие карты – по одной каждому. В углу карты изображено одно животное (например, заяц), нарисованное Ю. Васнецовым или Е. Чарушиным. У воспитателя маленькие карточки с изображениями животных, выполненными тем или иным художником. Воспитатель показывает карточку и спрашивает: «Кто нарисовал меня?» Дети, посмотрев на свою карту, определяют по манере изображения, кто художник, и поднимают руку. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою карту.

Приложение 11

Игра «Угадай, какие звери в этом домике живут?»

Цель. Поупражнять детей в видении своеобразия художественного языка двух иллюстраторов – Ю. Васнецова и Е Чарушина.

Материал. Два нарисованных домика-книжки в стиле Ю. Васнецова (декоративная манера) и Е. Чарyшина (реалистическая манера). На коньке каждого дома нарисован в манере определенного художника петушок.

Организация. Играют 3-4 ребенка. Воспитатель расставляет на противоположных концах домики, а в центр стола кладет рисунки зверей, выполненные Чарушиным и Васнецовым.

Ход игры.

Воспитатель: «Дети, послушайте, что однажды случилось в детском саду.

На книжной полке стояли очень интересные книжки, в них рисунки разных животных, нарисованные художниками Чарушиным и Васнецовым. Днем эти книжки рассматривали дети, и животным – зайчикам, лисичкам, серым волкам, мишкам – очень нравилось, что на них так внимательно смотрят, любуются ими. Но пришел вечер, потом ночь, и уже никто на них не смотрел. Скучно им стало. Вот они все и выпрыгнули из книжек, собрались вместе и стали друг перед другом хвастаться. Одни кричали: «Мы сказочные, мы нарядны», а другие говорили: «Зато мы как настоящие!» Стали они хороводы водить да танцевать. Так развеселились, что и забыли, в какой книжке, в каком домике они живут. Пришло утро, а звери так и не могли узнать свой дом. Они очень растерялись, перепугались и перепутались. Сидят все вместе и горюют. Поможем им свои дома-книжки отыскать? Давайте сначала домики рассмотрим. Это что за дом? (Показываем дом-книжку, нарисованный в стиле Ю. Васнецова.) Да, это сказочный теремок. А как он расписан? Какие на нем узоры? Вот какой сказочный! И кто же его нарисовал? (Ю. Васнецов.) А это что за дом? (Дом-книжка, нарисованный в стиле Е. Чарyшина.) Как настоящая избушка лесника. Здесь могут жить лесные звери, которых лечит и подкармливает лесник. Как избушка нарисована? Похожа на настоящий дом? Кто его мог нарисовать? (Е. Чарyшин.)

А сейчас попробуем помочь животным, показать каждому его дом. Дети по очереди выполняют задание, при этом рассказывают, почему они относят то или иное животное к определенному домику.

По выполнении задания воспитатель говорит детям: «Вот мы и помогли животным найти свои книжки-дома. То-то они радуются! А еще они довольны потому, что вы правильно узнали, какой художник их нарисовал! А мы сейчас споем им песенки и прочитаем стихи про них».

Приложение 12

Игра «Угадай-ка»

Цель: соотносить содержание потешки с иллюстрацией. Закрепить у детей представление о связи рисунка в книге с текстом. Развивать зрительное восприятие, учить видеть творческую манеру изображения художника, его умение по-своему раскрывать текст, обогащая его изобразительно.

Материал. Иллюстрации художников Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева к потешкам, с которыми дети знакомы; можно взять и несколько новых.

Организация. Дети сидят за столами, у каждого набор иллюстраций названных художников.

l-й вариант. Воспитатель объясняет детям игру: «Дети, перед вами лежат разные иллюстрации, посмотрите, как их много, некоторые вам уже знакомы, а другие нет. Я сейчас буду читать вам потешки, а вы постарайтесь найти иллюстрацию к прочитанной потешке и покажите мне ее. Слушайте. (Читает потешку):

Ваня, Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Найдем иллюстрацию к этой потешке.

Дети находят и показывают. Воспитатель спрашивает детей, как они догадались. Ребенок объясняет. Воспитатель: «А как зовут художника, который нарисовал эту потешку? (Ю. Васнецов.) Как догадались? (Говорят об особенности манеры изображения художника.) Расскажите мне, что придумал художник и чего нет в тексте? (Читаем потешку еще раз.) О чем не говорится в потешке? (О деревне, о тучках, о том, что растет в огороде, о цветах, о вороне; о том, как одет Ваня, что он держит в руках; о том, какая красивая лошадь.) Интересно придумал художник? Как красиво он подобрал краски! Послушаем новую потешку. Найдите эту иллюстрацию:

Ходит кот по лавочке,

Водит кошку за лапочки:

Топы, топы по лавочке!

Цапы, цапы за лапочки!

Дети находят. Воспитатель спрашивает, как они догадались.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть рисунок и рассказать, что интересного придумал художник. Читаем потешку еще раз. Дети рассказывают о находках художника. (Котик большой, черный, глаза желтые, усы большие. На нем рубашка голубая с красным пояском, белый нарядный бантик. Кошечка поменьше, беленькая, в нарядной узорчатой юбке, она вся в бантиках, красные сапожки на лапочках. Видно, что она радуется, довольна, даже язычок высунула. Очень нарядная лавочка. Под лавочкой много маленьких черненьких котят, все в рубашечках оранжевых, танцуют, бегают, с цветочками играют. Лавочка стоит у расписного окошка, вверху петушок нарисован, а по бокам его цветы красивые и птички.)

Воспитатель: «Вот удивительный рисунок! А как вы думаете, какой художник его нарисовал? (Ю. Васнецов.) Как догадались? «Читает следующую шутку-потешку – «Самолет»:

Вот машина так машина:

Нет ни пара, ни бензина,

Не пыхтит, не дымит,

Только крыльями шумит.

Воспитатель предлагает детям найти иллюстрацию к потешке.

Затем идет разговор о том, что интересного придумал художник, о чем не говорится в тексте. Предлагается узнать, кто нарисовал иллюстрацию к потешке (Е. Чарушина), поговорить о том, как дети догадались. Если дети затрудняются в ответе, можно показать знакомые им книги, иллюстрированные художником «Детки в клетке», «Птицы» и др.). Читается другая потешка – «Трус»:

Зайку спрашивает еж:

«Что ты, заинька, ревешь?»

«Очень я перепугался,

С диким зверем повстречался.

Он зеленый, пучеглазый.

Не видал таких ни разу».

– С кем это встретился зайчик? (С лягушкой.) Найдем иллюстрацию к этой потешке и расскажем о ней. Какой художник ее нарисовал? Как догадались? Затем читается следующая потешка, например «Барабею» К. Чуковского:

Рабин Бобин Барабек скушал сорок человек, и корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал башню,

Скушал дом

И кузницу с кузнецом.

А потом и говорит:

«У меня живот болит!»

Снова дети находят иллюстрацию к потешке, рассматривают ее, выясняя, кто ее нарисовал. (В. Сутеев.) Затем читаются еще 2-3 потешки. В конце воспитатель одобряет работу детей.

2-й вариант игры возможен, когда дети знают потешки наизусть. Здесь воспитатель показывает иллюстрацию, спрашивает, кто из художников ее нарисовал, затем предлагает ребенку рассказать потешку. Правильно отгадавшему художника и рассказавшему всю потешку дается поощрительный приз.

Приложение 13

Игра «Театр теней» «Отгадай, какой характер у героя»

Цель. Развивать у детей наблюдательность, умение узнавать по позе, жесту характер героя и рассказывать, какой он.

Материал. Силуэтные фигурки в разных эмоциональных состояниях.

Организация. Дети сидят перед экраном, освещенным сзади, и воспитатель демонстрирует вырезанную из бумаги крупную фигурку.

Ход игры.

Воспитатель: «Дети, сейчас мы с вами посмотрим театр теней. На экране будут появляться герои, а вы попробуйте их узнать – они из знакомых вам книг. Нужно рассказать, кто это; какой герой – добрый или злой; объяснить, как догадались». При демонстрации, если дети затрудняются, можно подсказать им, высказавшись от лица героя, что он хочет делать или с кем собирается встретиться. Если герой из книги, можно предложить найти книжку, в которой он действует. Книги нужно расположить близко от детей. Показать действия и настроения героев можно, используя веселые и добрые картинки животных.