Сатирическое изображение чиновников в произведениях гоголя. Сочинение «Изображение чиновничества в комедии Н


Тема урока: «Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя»

Эпиграфы урока:

Ю.Манн

Хлестакову принадлежит главная роль в действии.

Около него обращаются все прочие лица,

как планеты около солнца.

Ю. Манн.

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы : чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, презентация, анализ рисунков художников к пьесе, литературный диктант.

Оборудование: презентация “Ревизор”, рисунки к комедии, табличка с характеристикой Хлестакова.

Ход урока:

Оргмомент.

Учитель:

Какое его произведение мы изучаем?

На прошлом уроке мы вами начали знакомство с текстом. Прочтите 1-й эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова современного литературоведа Юрия Манн. Прочтите 2-й эпиграф к уроку. Кто же эти планеты? (чиновники) Значение этого эпиграфа в ходе урока мы будем разбирать, будем обращаться к этим высказываниям и не только к этим. (Отсюда наша тема урока: запишите ее и эпиграфы)

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест. Демонстрация презентации с вопросами:

- определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».

(драма, потому что герои характеризуются только речью);

- сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики:

Ответы:

  1. 1. 1
  2. 2. 6
  3. 3. 4
  4. 4. 2
  5. 5. 7
  6. 6. 3
  7. 7. 5

Литературный диктант: стр.18

1. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». (Городничий , Антон Антонович)

2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…» (Осип)

3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего». (Хлестаков)

4. «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет лучше я надену цветное». (Дочь городничего , Марья Антоновна)

5. «Да для вас … еще ничего не готово. Простого блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят». (Слуга трактирный)

6. (входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)

7. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений )

8. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...» (Городничий)

9. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!» (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ )

10. «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.» (Жандарм)

2 . Анализ 4 действия комедии .: (Обращение ко 2-му эпиграфу)

Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца.

Ю. Манн.

«Ревизор» – это целое море страха». Ю. Манн

Что же представляют собой планеты, которые вращаются вокруг солнца? Планету характеризует ее название. Посмотрим на имена героев: сам автор давал артистам, игравшим роли в «Ревизоре» такие рекомендации:

Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к Хлестакову? (Прохоров-пьян, стр.33; квартальный-с докладом к городничему, стр. 33; частный пристав-докладывает о нарушениях в городе) (их не волнует ревизор, они для него очень мелкие планеты) явление V стр. 35) Как это характеризует городничего, его работу т.е. положение дел в городе)

Хлестаков испугался (стр. 46)

Обратимся теперь к Хлестакову, которого Манн сравнивает с солнцем: (Явление V стр. 43) Как этот монолог х-ет Хлестакова?

Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме гордничего. Стр.71

ФИЗМИНУТКА

С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово “взятка”, а заменил его на просторечие “подсунуть ”, так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? (сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе.) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением…»

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся)

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.стр. 73 (чтение и анализ)

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Кто еще дает взятки? (все)

Как они делают? (входят и обращаются к Хлестакову торжественно, волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету ) Это придает комедии пафос

Словарная работа .

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

- Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги ? (Нет)

Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них имеет дело к Хлестакову)

- Давайте вновь обратимся ко 2 эпиграфу. Как вы его понимаете? Теперь вам понятнее стало как планеты – чиновники обращаются вокруг Хлестакова . Что можете сказать о чиновниках?

Запишем вывод в тетрадь : «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».

Явление 12-14. Стр. 89

- Есть ли в комедии любовный сюжет ? Почему вы так думаете? (его главные слабости: деньги, женщины и вранье) Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность.

Любовь – это высокое чувство, а здесь этого нет. ОН влюбился к кого-то? (нет) В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.

А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги .

Тетрадь: « В комедии нет любовного сюжета , а есть пародия на любовную интригу.)

Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор? стр. 105

Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем)

Вывод по образу Хлестакова : (Обращение к таблице)

Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)

3. Рисунки к “Ревизору” и их анализ:

Дайте коротко характеристику и анализ тому, что изображено.

(При наличии времени: какой эпизод вам понравился? Почему? (Значение немой сцены и чтение по ролям эпизодов по выбору детей)

4. Подведение итогов

Посмотрите на эпиграфы к уроку. Выражение «море страха» - это по-вашему….. (боязнь наказания, потеря должности).

«…как планеты вокруг солнца…» (Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)

А чем по-вашему будет для них «новый» ревизор? У вас есть уверенность, что приехал честный ревизор? И что будет потом? (Возможно то, что и было, и придется снова давать взятки. Или, он не возьмет их и тогда они лишатся своих мест). И то и другое для чиновников страшно.

Комедия устарела?

Вопросы, которые волновали Гоголя 200 лет назад, актуальны?

Чем опасно взяточничество?

5. Оценки за работу на уроке:

(назвать всем оценки, отметить работу каждого)

6. Задание на дом: 1. В комедии две развязки. Это крайне редко встречается в драматургии. Что этот прием дает комедии «Ревизор? » (письменно) Используйте материал урока, особенно его заключительной части.

2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.

На следующем уроке мы с вами будем говорить о беспринципности, лживости, авантюризме, равнодушном отношении к службе чиновников. Будем выразительно читать комедию. И обсуждать, как влияют на положении дел в государстве подобные чиновники.


Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях “Недоросль” Д. И. Фонвизина и “Горе от ума” А. С. Грибоедова. “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.
При описании этого мира Н. В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжений литературные приемы, позволяющие охарактеризовать своих персонажей, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме.
На первой же странице мы узнаем, что фамилия частного пристава – Уховертов, а уездного лекаря – Гибнер. Отсюда читатель получает достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении к ним автора. Кроме того, писатель дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: “хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”; Анна Андреевна: “воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей”; Хлестаков: “без царя в голове”, “говорит и действует без всякого соображения”; Осип: “слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет”; Ляпкин-Тяпкин: “человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”; почтмейстер: “простодушный до наивности человек”.
Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, “совершенная свинья в ермолке”.
Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. В качестве примера можно привести и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломину, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая “сама себя высекла”, и Бобчинский, просящий довести до сведения императора, что “в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”, и многое другое.
Кульминация и следующая за ней развязка наступают очень резко. Письмо Хлестакова дает событиям такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего гораздо более неправдоподобным, чем все фантазии Хлестакова. Городничему, по всей видимости, придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, ни удар настолько силен, что наступает нечто вроде прозрения: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего… “. “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” – бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом, Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.
В немой сцене стоят, как громом пораженные, обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, “маленьких воришек для удовольствия больших”. Пафос немой сцены как-то не вяжется с общим духом комедии.
Комедия “Ревизор” сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником пьес Островского. Император Николай I так сказал о ней: “Всем тут досталось, а мне – больше всех”.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”

Сочинения по литературе: Сатирическое изображение чиновников в комедии гоголя Ревизор

Сюжет комедии "Ревизор", так же как и сюжет бессмертной поэмы "Мертвые души", был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому

Русскому человеку. Работа над комедией так увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он написал: "Я помешался на комедии".

В "Ревизоре" Гоголь умело сочетает "правду" и "злость", то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помощи смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество и плохое воспитание. В "Театральном разъезде" Гоголь писал, что в современной драме действием движет не любовь, а денежный капитал и "электричества чин". "Электричества чин" и породил трагикомическую ситуацию всеобщего страха перед лжеревизором.

В комедии "Ревизор" представлена целая "корпорация разных служебных воров и грабителей", блаженно существующих в уездном городе N.

При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персонажей.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения". Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен", Почтмейстер: "Простодушный до наивности человек".

Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений "совершенной свиньей в ермолке".

Основным литературным приемом, которым пользуется Н. В.Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будушее и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", и т. п.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно кажется Городничему, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего..."

Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: Городничий, ломая принцип так называемой "четвертой стены", обращается прямо в зал: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь". Этой репликой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы. Ведь недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: "Всем досталось, а больше всех мне!"

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришек для удовольствия больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом этой гениальной комедии.

После постановки комедия вызвала шквал критики, так как в ней Гоголь сломал все каноны драматургии. Но главное недовольство критики было обращено на отсутствие положительного героя в комедии. В ответ на это Гоголь напишет в "Театральном разъезде": "...Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был - смех".

Местом действия в комедии "Ревизор явился маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей. Эпиграф - "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" - обобщающий, обличительный смысл "Ревизора".

Весь строй пьесы давал понять, это захолустный городок, из которого, как сказал городничий, "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", есть только часть громадного бюрократического целого.

Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, "сосульку", "тряпку" за ревизора. Но такие случаи были нередки. Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора.

Развитие сюжета строится на испуганной психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он "не платит и не едет".

Городничий радуется, что сумел сунуть Хлестакову взятку, это значит, что Хлестаков "свой", то есть такой же взяточник.

Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники - порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок.

Судья Тяпкин-Ляпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки - таков суд в этом городе.

Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае 1 были в большом ходу.

Смотритель училищ Хлопов - запуганное существо, он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят.

На втором плане видны купцы, мастеровые, полицейские - вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. Но, что важно, купцы и мастеровые согласны на поборы, которые все влась предержащие накладывают на них! Это норма для России! Они бьют челом к лже-ревизору из-за того, что городничий уж очень распоясался, "не по чину берёт", а вернее хапает без меры!!!

В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. "Ревизор" и сейчас не сходит со сцен наших театров.

Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя, принято считать поэму "Мертвые души", которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. Центральный герой поэмы - Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое не было еще распространено в России. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, заставляет автора погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать героя с "мертвыми душами". Гоголь построил поэму двупланово. С одной стороны - мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой - приходящая ей на смену "Россия Чичиковых".

"Россия Чичиковых" в поэме представлена одним героем. В отношении Чичикова Гоголь, чтобы ярче осветить происхождение и жизненное развитие нового типа, осмыслить его историческое место, подробно останавливается на биографии, характере и психологии героя. Он показывает, как сложилось его умение приспосабливаться в любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: "Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой". Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Новый герой обладает преимуществами, которых нет у поместных дворян и губернского общества. На его стороне некоторое образование, энергия, предприимчивость, к тому же ловкость героя необыкновенная. Воспитание помогает ему втираться в доверие. Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента.

Показав превосходство своего героя перед обществом. Гоголь вместе с тем показал всю пошлость и подлость его натуры. Гражданские и патриотические чувства не тревожат Чичикова, с полным равнодушием он относится ко всему, что не отвечает его личным интересам. Авантюры Чичикова связаны с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных.

Губернское общество принимает мошенника и плута Чичикова потому, что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова и губернское общество - это та же черта: жажда наживы. Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях, для них должность - только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта.

Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Городские верхи чужды народу. Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: "Идеал города - это пустота. Сплетни, перешедшие пределы".

Пошлость и ничтожество интересов характеризует и женское общество. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, без ужимки они не произносили ни одного слова.

Гоголь осуждает дворянское общество, рабски копировавшее иностранные манеры. Герои Гоголя не несут в себе протеста против стеснившей их жизни, против "потрясающей тины мелочей". Они сами, в сущности, продолжение и выражение этой действительности, воспроизведенной в "Мертвых душах".

Гоголь показывает мир социальных пороков. Но, как мы поняли, не только они волнуют писателя. Злоупотребление чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. "Не по чину берешь" - вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно "пошлость всего в целом", а не размеры преступных деяний, ужасают читателей. "Потрясающая тина мелочей", как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека. Трагична развязка в "Ревизоре" и "Мертвых душах", потому что призрачные цели, к которым стремятся герои, растворяются как дым, как наваждение.

Город Гоголя - это символический, "сборный город всей темной стороны". И воспринимается он как символ всей николаевской системы.

Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создал эти произведения, отображающие действительное состояния страны. В комедии "Ревизор" Гоголь решил "собрать в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости", задумал посмеяться над тем, что "действительно достойно осмеяния всеобщего".

Комедия Гоголя, затронувшая живые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния комедии на общественное мнение. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли "Ревизора" как грозное обвинение николаевской России.

Гоголь создал глубоко правдивые картины, проникнутые острым юмором, обличавшие бюрократическую систему России. Смех – то оружие, которое должно выкорчевать всю мерзость российской жизни и вылечить, души искалеченные бытом николаевской России.

Сатирическое изображение чиновничества

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» считается одним из лучших примеров драматургии в русской литературе. Своим произведением Н. В. Гоголь продолжил сатирические традиции, заложенные ещё Фонвизиным и Грибоедовым . Он давно мечтал написать комедию о бюрократическом обществе России и показать все пороки помещичье-чиновной системы. Образ чиновников уездного города N – это собирательный образ, включающий в себя все негативное в политической системе страны тридцатых годов XIX века. Сам автор о своем «детище» говорил, что хотел собрать все дурное, что только знал и разом посмеяться над этим.

В произведении виноваты не исполнители, а сами законы и существующий уклад жизни. Именно эту информацию хотел донести до читателей автор и ему это удалось. Для усиления эффекта в описании взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов. С первой же страницы пьесы видно, что персонажи были подобраны и названы с юмором. Так, например, фамилия уездного лекаря – Гибнер, а частного пристава – Уховертов. Городничий «хоть и был взяточником, а вел себя солидно». Жена его воспитывалась наполовину на романах, а наполовину на хлопотах о своей кладовой или девичьей. Главный герой Хлестаков был представлен «без царя в голове», говорил и действовал необдуманно. Даже его слуга Осип был умнее.

Не менее интересно описаны и «отцы» города, то есть самые важные чиновники. Судья Ляпкин-Тяпкин был красноречив как Цицерон, ведь «он прочитал пять или шесть книг» и мог себе позволить рассуждать вольно. В письме Хлестакова к приятелю Тряпичкину попечитель богоугодных заведений, Артемий Филиппович Земляника , был описан как «совершенная свинья в ермолке». К числу сатирически изображенных чиновников можно отнести и таких второстепенных персонажей как Держиморда , Коробкин, Свистунов. Для всех чиновников города N были свойственные следующие общие черты: дух семейственности и взяточничество. А также, праздный образ жизни, невежество, бескультурье, чувство страха перед начальством, пренебрежение к простому люду.

Примечательно то, что в своей комедии Н. В. Гоголь не показал ни одного положительного персонажа. Все они по-своему порочны и имеют целый ряд недостатков. Единственным положительным героем этого произведения можно назвать смех. Только с его помощью можно обличать и высмеивать бессовестных казнокрадов. Именно анализирую образы чиновников, можно узреть идейно-художественный замысел автора. Посредством этих образов Гоголь обличил чиновничество не только одного города, но всей страны.