Проект исследовательской работы «Круговорот воды в природе. Экологический проект «Круговорот воды в природе Проект по физике круговорот воды в природе


Вид проекта познавательно-исследовательский.

Участники проекта педагоги, воспитанники старшей группы № 9, родители воспитанников.

Продолжительность проекта одна неделя.

Проблема Недостаточная информированность детей о значении воды в жизни человека.

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.

Очень важно научить детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Цель проекта.

Сформировать у детей старшей группы значение воды в жизни всего живого на земле.

Вода – источник жизни.

Задачи проекта:

  1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
  2. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов. Приоритетная образовательная область познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Этап Организационный Уточнение представлений детей о свойствах воды (диагностика по теме проекта) .

Оборудование и материалы материалы для проведения диагностики, компьютер (ноутбук) , художественное слово (тесты сказок, рассказов, фольклора для проведения прогулок) , материалы и оборудование для организации изобразительной деятельности и конструирования: цветная бумага, клеёнки, клей, краски, карандаши цветные, пластилин и т.д., материалы для проведения дидактических игр, музыкальные произведения для слушания.

Социальные партнёры:

  • Наблюдения
  • Библиотека
  • Выставка книг
  • Этап Содержательный
  • Вхождение детей в проблему.

Совместное целеполагание и планирование деятельности.

Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель - инициатор.

Способ реализации проекта.

Что знаем – вода голубая, можно мыться, можно пить, можно поливать растение, бывает горячая и холодная, лужа, река, море, дождь - это вода, в воде живут рыбы и растения.

Что хотим узнать – почему замерзает, почему не всю воду можно пить, есть ли в яблоке вода, почему звучит вода.

У кого и в каких источниках найти информацию – спросить у мамы или папы, прочитать в книге, посмотреть телепередачу, посмотреть в интернете.

Макет «Круговорот воды в природе»

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование «Природные явления» , «Дождик, дождик, капелька»
  • Лепка «Дед Мазай и зайцы» , «Глобус»
  • Аппликация «Деревья в луже» , «А водица далеко, а ведерко велико»

Путешествие капельки. Опыты с водой:

  • «Вода – жидкая, может течь»
  • «Вода не имеет вкуса»
  • «Пар – это тоже вода»
  • «Превращение снега в воду»
  • Животворное свойство воды»

Социально-коммуникативное развитие.

  • Дидактические игры «Ходит, плавает, летает» , «Сравним воду» , «Кому нужна вода?» , «Ходят капельки по кругу»
  • Пальчиковая игра «Дождик»

Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

  • Труд в уголке природы (протирание листьев комнатных растений, полив растений) .

Речевое развитие.

А. С. Пушкин «Золотая рыбка» , Х. Андерсен «Снежная Королева» . Лиман Мур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» , рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели» .

р. н. сказка «Снегурочка» , Н. Носова «Горка» Загадки, стихи, пословицы и поговорке о снеге, воде, дожде, граде.

Физическое развитие.

Подвижная игра «Ручеёк»

«Караси и щука» , «Тонет, не тонет» , «Два Мороза» , «Добрый зонтик» .

Этап Итоговый

Форма презентации проекта – мультимедийная презентация, портфолио проекта.

Предполагаемые результаты:

  • Для детей – получили представления о свойствах воды, значении воды в жизни человека, животных, растений; развитие исследовательских умений, повышение мотивации к занятиям, развитие речи детей, развитие творческих способностей, активности и самостоятельности.
  • Для педагогов – повышение профессиональной компетенции в области организации проектной деятельности дошкольников, использования экспериментирования в формировании экологических представлений детей старшего дошкольного возраста, знания по планированию проектной деятельности дошкольников.
  • Для родителей – участие родителей в деятельности детского сада, повышение педагогических знаний родителей по формам и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, развитие творчества, фантазии, заинтересованности родителей в проводимой работе.
  • Практическая значимость результатов проекта – данный проект может быть использован в работе педагогов ДГ.

Комментарии (0 )

Сначала новые

Сначала старые

Сначала лучшие


ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ


Последние комментарии на сайте


⇒ "Самолет прямо на глазах горит. Даже видно, как он все больше и больше поглощается пламенем. Эвакуация хоть и 55 секунд, но уже хорошо, что хоть кто-то смог спастись. Интересно, что в этот момент внутри самолета творилось. Была ли паника между людьми? Обычно в такие моменты толпа неадекватно себя ведет. Спасибо погибшему бортпроводнику. Благодаря ему, наверняка, удалось многих перепуганных спасти. Видимо пассажиры были в таком шоке, что не понимала, куда бежать и как себе помочь. Надо информировать людей перед полетом по поводу спасения. "
Добавлено - 02.09.2019
⇒ "Довольно прикольный и не обычный мультик, смотрим его вместе с дочкой, некоторые серии прям смеемся до слез! "
Добавлено - 02.09.2019
⇒ "Такое ощущение, что крыша была даже не закреплена. Хотя такого вряд ли бы допустили. Наверное, не рассчитывали на сильный ветер. А вот те, кто снимал, видимо ожидали такого исхода. Не зря же камеру вовремя включили. Зрелище не из приятных, но смотреть со стороны интересно. Вот только страшно становится даже от мысли, что в это время мог кто-то проходить мимо и крыша бы просто придавила бы человека. Интересно теперь, что было потом. Как эту крышу поднимали? И вообще, кто-то ответственность должен нести за происшествие? "
Добавлено - 02.09.2019
⇒ "Такие видео- мои самые любименькие. Потому что животные не притворяются. А если притворяются, так это еще смешнее и интереснее, едь они же не люди, а думать и хитрить, оказывается, умеют не хуже. Правда, в ходящих по кругу птичках смысла я не увидела, но мы, люди, вообще не все понимаем даже в себе, не то, что в животных. А вот мишка-воришка насмешил). И дружба львов с гиенами в природе действительно редкость. Приятно смотреть такие натуральные, живые кадры, о тех, кого мы считаем своими сородичами по планете, а некоторых и друзьями. "
Добавлено - 02.09.2019
⇒ "Видео конечно странное, не совсем понятно с чего все началось, но думаю, адекватный человек, даже с одной ногой, не стал бы просто так громить магазин. Скорее всего довели человека, чтобы он так начал все с полок сметать. Видно же, что не пьяный, не накуренный, просто раздосадованный чем то человек. Если честно, мне бывает жалко таких людей, и не из-за того, что он инвалид, а именно когда проявляются такие эмоции, вино, что человека "достали", и он уже не контролирует себя. Надеюсь ему не сильно досталось от работников магазина. "
Добавлено - 02.09.2019

частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 000 открытого

« Российские железные дороги»

« Приключения капельки Капитошки или круговорот воды в природе»

Подготовила воспитатель старшей группы:

Проект «Приключение капельки воды Капитошки или круговорот воды в природе».

Начинающий воспитатель.

Полное наименование ДОУ

Частное дошкольное образовательное учреждение» детский сад № 000 «российские железные дороги».

Сроки реализации

Долгосрочный: 3 месяца (сентябрь - ноябрь 2016 г.)

Тип проекта

Образовательный. По методу информационно-исследовательский

Возраст детей

Актуальность

Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживания за цветами, был сделан вывод в актуальности выбранной темы. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания и данный проект.

Цель проекта

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Показать детям, что капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу;

Развивать наблюдательность, интерес к явлению круговорота воды в природ е, образность мышления;

Учить делать выводы, обогащать словарный запас.

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат

Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды;

Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Перспективный план

«Круговорот воды в природе, берегите воду»;

«Вода в жизни человека?»;

Вода - друг или враг;

Художественное творчество

Рисование «Сосульки на крыше нашего дома»;


Ручной труд

Аппликация « Чайник с паром»;

Снежная крепость на участке;

Коллаж «берегите воду»;

Аппликация «ободок капелька»


Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Когда это бывает?»,

«Кому, что нужно для работы на воде»,

«Водоплавающие птицы нашей области»

«Продолжи пословицу»

«Путешествие по Волге»

Подвижная игра «Капельки и тучки»

Овчинникова Юлия «Сказка про капельку путешественницу»

Потешка «Дождик»;

«Мойдодыр», «Федорино горе»,

С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка»,

А. Барто «Девочка – чумазая»,

Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»


Работа с родителями

Выпуск плакатов» круговорот воды в природе»

Проведение с экспериментами

«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить», «Вода: жидкая – твердая – жидкая – парообразная».

Цветные фонарики из льда;

Проведение опытов

«Вода прозрачная», «У воды нет вкуса, запаха», «Вода жидкая

и может течь», «Вода может быть твердой»;

Опыты со снегом;

Опыты со льдом;

Продукты проекта

Презентация « Все о воде»;

Музей « вода-это жизнь»;


Пословицы и поговорки о воде.

Твердое состояние воды. Свойство снега и льда.

В твердом состоянии сохраняется форма и объем.

При пониженной температуре вещество замерзает и превращается в твердое тело.

Лед при определенных условиях может « течь».

На земле существуют огромные «ледяные реки».

Медленно стекающие с высоких гор.

Их называют ледниками.

Продуктивная деятельность с детьми.

Дружим с красками всегда.

Потому-то есть вода.

Нарисуем капельки, летящие с сосульки.

Сделаем фонарики на участке зимнем.

Стихи, загадки про твердое состояние воды.

На стёклах нарастает лёд,
Часы твердят: «Не трусь!»
Услышать, что ко мне идёт,
И мертвой я боюсь.

Как идола, молю я дверь;
«Не пропускай беду!»
Кто воет за стеной, как зверь,
Кт о прячется в саду?

Снежные постройки на нашем участке.

Снежную крепость построить решили,
Чтоб, как взаправду, в войну там играть.
Снег собирали, на санках возили,
Прочная вышла, должна устоять.

Жребий бросали, кто в крепости будет
Смело держаться, а кто нападать.
Криком УРА кто округу разбудит,
Кто-то внутри будет насмерть стоять.

Домик в деревне, теплая печка.
Звездное небо над самым крылечком.
Иней на окнах. Узоры как в сказке.
Щеки румяные - зимняя ласка.

Горка, горка ледяная! Лучше я игры не знаю,
Чем по горке ледяной Прокатиться мне зимой.

На санях лечу я. Ух! Аж захватывает дух!
А за мною на дощечке Вслед несется
Друг мой Петька.

Газообразное состояние воды (в виде пара).

Вода способна испаряться - переходить из жидкого

состояния в газообразное.

Начинается этот процесс уже при температуре 0 °С.

Но чем выше температура, тем испарение больше.

Наиболее интенсивно оно протекает

при температуре +100 °С (при кипении воды).

В природе вода испаря­ется с поверхности суши,

рек, озёр, морей и океанов.

Вследствие этого в воздухе образуются облака.

Когда вода теплее окружающего воздуха,

то можно заметить над водой туман.

Вода испаряется и превращается в пар

Пар-это газ, его не видно.

Он находится в воздухе вместе с другими газами.

В виде водяного пара(газа)

молекулы теряют между собой связь

и свободно перемещаются в воздухе.

Стихи загадки о газообразном состоянии воды в природе.

Из чего была корова?

Я видел сам!
Я видел сам!
Корова шла по небесам!
Вчера, даю вам слово,
Шла по небу корова!
Она была, она была
Белым-бела!
Белым-бела!
- А почему белым-бела?
Она из облака была!

А куда за окном всё пропало, Пока спал я на правом боку?
Может, улица просто сбежала? Или кто-то просыпал муку?

Водяное покрывало С неба сыростью упало.
Как молочный океан По земле плывет туман

Продуктивная деятельность детей.

с прикладными элементами

(крупа) с добавлением образа пара

сделанного из ваты.

Работа с родителями.

Плакат « Круговорот воды в природе»

(сделанные родителями с детьми).

Экспериментирование с детьми в домашних условиях.

МБДОУ «ЦРР - детский сад №6 «Сказка»

Исследовательский проект

«Круговорот воды в природе»

Руководитель: Иванова Наталья Максимовна

Введение

Однажды я посмотрел мультфильм «Капитошка». Тогда я подумал: Почему капелька улетела на тучку? И я решил найти ответ на свой вопрос.

Основная часть

Цель: Выяснить что такое круговорот воды в природе.

Задачи:

  • Что такое круговорот воды в природе
  • Откуда берутся тучи
  • Почему летом идет дождь, а зимой снег
  • Почему идет град
  • Вред и польза от дождей

Что такое круговорот воды в природе.

Чтобы найти ответ на этот вопрос я решил спросить у мамы, и она мне рассказала, что вода испаряется, превращается в пар и поднимается кверху, образуя облака и тучи, которые, при изменении погодных условий, всегда готовы разразиться дождем, градом, а зимой — снегом. Таким образом, вода, испарившаяся с поверхности нашей планеты, возвращается на нее. Если пофантазировать немного, то мы пьем ту же воду, которую пили динозавры, и купаемся в тех же водах, в которых плавали ихтиозавры Юрского периода. Просто за миллионы лет вода эта миллионы раз проделала путь по тому самому кругу, который мы и называем Круговорот воды в Природе.

Откуда берутся тучи?

Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже.
Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, где очень холодно, даже летом. Пар теплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Капельки легонькие, как пух, и отлично держатся в воздухе, они летают то вверх, то вниз; сливаются вместе. Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако. Постепенно капли увеличиваются в размере и становятся тяжелее, а также темнее. Именно поэтому белые облака превращаются в темные тучи.

Почему зимой идет снег, а летом дождь?

В верхней части облака капельки замерзают — там очень холодно и они превращаются в очень легкие и маленькие кристаллы, что позволяет им с легкостью держаться на воздухе и летать по небу. Так, летая из стороны в сторону, под действием ветра, они приклеиваются друг к другу, образуя снежинки. Склеившись в достаточном количестве, чтоб набрать веса, снежинки становятся тяжелее, чем воздух и начинают спускаться на землю. Мы это называем снегопадом. Но если на улице тепло, то падая на землю, они тают, снова становятся капельками воды — и на землю идет дождь.

В интернете мы узнали, что град образуется, когда капли дождя остывают, проходя через холодные слои атмосферы. Одиночные капли превращаются в крохотные градинки, но дальше с ними происходят удивительные превращения! Падая вниз, такая градинка сталкивается со встречным потоком воздуха от земли. Тогда она опять поднимается вверх. Незамерзшие капельки дождя прилипают к ней, и она вновь опускается. Таких перемещений снизу вверх и обратно градинка может совершить очень много, и размер ее будет увеличиваться. Но наступает момент, когда она становится настолько тяжелой, что восходящие потоки воздуха уже не в состоянии поддерживать ее на весу. Вот тогда и наступает момент, когда градина стремительно несется к земле.

Вред и польза от дождей

Если представить только на миг, что если бы никогда не было осадков? Высохли бы реки, озера, моря. Сгорели бы под солнцем растения. Не стало бы насекомых, птиц, животных и рыб, а в конечном итоге - и самого человека. Так что не всегда стоит хмуриться и сердиться, если на смену ясной погоде приходит ненастье, и за окном льет, как из ведра. Ведь влага - это благо! Влага для природы - необходимость. Но не всегда дожди приносят пользу.

Если дождь будет длиться дольше, чем обычно, растения не только напитаются влагой, но даже пресытятся ею, могут загнить. А слишком сильный и долгий дождь может вызвать потоп, что тоже принесет только вред окружающей природе.

Тогда я подумал, как можно организовать круговорот воды в квартире и мы с мамой провели опыты: «Превращение воды в пар» и «Образование дождя». Сначала мы налили в блюдце воду и оставили её подоконнике на несколько дней. По истечении двух дней мы заметили, что блюдце стало сухим. Где же вода? Испарилась!


Затем мы самостоятельно «создавали» дождь, наблюдая, как вода собирается в тучке (под крышкой кастрюли во время кипения) и проливается дождем обратно в кастрюлю. Теперь мы можем самостоятельно вызвать дождь в домашних условиях!


Заключение

В моем исследовании я выяснил, что:

  • Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
  • Вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде осадков возвращается на землю.
  • Узнал, как образуется дождь, снег или град и теперь самостоятельно могу «вызвать» дождь в домашних условиях.
  • Круговорот воды - одно из уникальных природных явлений

Список ресурсов

Детская электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

Печатные ресурсы:

Большая книга вопросов и ответов о природе вещей и явлений, - М., 2004

Танасейчук В. Экология в картинках. - М., «Детская литература», 1989

Уоллард К. Занимательная книга вопросов и ответов для умников и умниц. «Клуб семейного досуга», 2010.

Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. ЭКСМО, 2004

С помощью данного проекта мы попытаемся предложить свое видение и направление деятельности, способствующее решению проблемы в маленьких городках (с населением от 1000 до 50000 человек), причем без особых вложений, используя знания по различным предметам и данные наших исследований.

«Эврика!» (Нашел!) – именно этот возглас,

согласно легенде, издал древнегреческий ученый и философ Архимед, открыв принцип вытеснения. Этот возглас произнесли и мы, когда на дискотеке обратили внимание на очень интересное явление, послужившее толчком, к началу работы над проектом и вошло в его название как нельзя к стати.

Если внимательно посмотреть сверху на танцзал, где проходят у нас дискотеки, мы сможем увидеть своеобразный круговорот.

Причем всем известны такие примеры как:

Круговорот воды в природе;

Движение планет вокруг солнца;

Круговорот химических соединений…

Даже Великий Нострадамус предсказывал будущее, на основе данных полученных о прошлом, так как считал, что все в жизни повторяется, но на другом уровне или витке времени, двигаясь по спирали.

О круговоротах можно говорить до бесконечности и связать их с различными областями науки.

У многих, прочитав нашу работу, может появиться вопрос: Почему назвали работу «Круговоротом» на дискотеке, когда речь во всем проекте идет о здоровье молодежи?

На самом деле наш круговорот послужил не только толчком к тому, что мы посмотрели на возможность решения вышеперечисленных проблем с другой стороны, но и само наше движение вокруг дискотеки можно назвать своеобразным круговоротом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

Лицей-интернат естественных наук

при Саратовском государственном аграрном

университете

им. Н.И. Вавилова

Класс-лицей

Муниципального общеобразовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Красный Кут

«Круговорот» на дискотеке

(проект по физической культуре)

Выполнили: учащиеся 11 «в» класса-лицея МОУ СОШ №1

Кушаев Кайрат и Сычева Яна

Руководитель проекта: учитель по физической культуре

Половиков В.В.

Красный Кут 2007

I Описание проблемы.

Заворожен ритмической мечтой,

Вновь отдаюсь меня стремящей силе.

Раскрыв глаза, гляжу на яркий свет

И слышу сердца ровное биенье

И этих строк размеренное пенье

И мыслимую музыку планет.

Все ритм и бег…

И. Бунин.

Наука часто движется где-то у границ реального, и каждый добытый ею факт, всякая теория вырисовываются из множества предварительных экспериментов и рабочих гипотез.

Мы долго думали о том, в каком направлении вести работу, чтоб было интересным, полезным и актуальным, независимо от времени.

Немного «полазив» в Интернете, перечитав всевозможную литературу, проведя социологический опрос учащихся школы и педагогов, выяснили, что среди проблем, которыми всегда были озабочены взрослые, на первом месте стояло здоровье, а на втором – искусство человеческих взаимоотношений.

И сейчас наше правительство ставит на первое место одну из выше перечисленных проблем, решая их в рамках национальных проектов, вкладывая огромные средства на закупку оборудования и строительство новых сооружений связанных с образованием, здравоохранением и спортом.

Но, судя по полученным данным, в городе Красный Кут – обновление материальной базы, как в школах, так и в спортивных учреждениях не дало ощутимых результатов. А если быть точнее, количество занимающихся ребят в спортивных секциях не увеличилось.

С помощью данного проекта мы попытаемся предложить свое видение и направление деятельности, способствующее решению проблемы в маленьких городках (с населением от 1000 до 50000 человек), причем без особых вложений, используя знания по различным предметам и данные наших исследований.

«Эврика!» (Нашел!) – именно этот возглас,

согласно легенде, издал древнегреческий ученый и философ Архимед, открыв принцип вытеснения. Этот возглас произнесли и мы, когда на дискотеке обратили внимание на очень интересное явление, послужившее толчком, к началу работы над проектом и вошло в его название как нельзя к стати.

Если внимательно посмотреть сверху на танцзал, где проходят у нас дискотеки, мы сможем увидеть своеобразный круговорот.

Причем всем известны такие примеры как:

Круговорот воды в природе;

Движение планет вокруг солнца;

Круговорот химических соединений…

Даже Великий Нострадамус предсказывал будущее, на основе данных полученных о прошлом, так как считал, что все в жизни повторяется, но на другом уровне или витке времени, двигаясь по спирали.

О круговоротах можно говорить до бесконечности и связать их с различными областями науки.

У многих, прочитав нашу работу, может появиться вопрос: Почему назвали работу «Круговоротом» на дискотеке, когда речь во всем проекте идет о здоровье молодежи?

На самом деле наш круговорот послужил не только толчком к тому, что мы посмотрели на возможность решения вышеперечисленных проблем с другой стороны, но и само наше движение вокруг дискотеки можно назвать своеобразным круговоротом.

II Цель и задачи.

Цель:

Изучив интерес молодежи к дискотекам (на примере города Красный Кут), доказать, что через организацию танцевальных программ на дискотеках в маленьких городках мы можем обеспечить минимум движений необходимых организму человека в течение дня, для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, охватив при этом большинство молодежи.

Задачи:

1. С помощью данного проекта мы попытаемся предложить свое видение и направление деятельности, способствующее решению проблемы здоровья молодежи (будущего страны), используя знания по различным предметам, опираясь на данные социологического опроса и анализ полученных результатов в ходе проведенных нами экспериментов.

2. Проект в целом направлен на то, чтобы пробудить живой творческий интерес, стремление создавать художественную атмосферу в школьном коллективе.

III Деятельность в рамках проекта.

В качестве экспериментальных площадок мы использовали все возможные места, где проходят дискотеки в нашем небольшом городе, а именно школы №1,2,3,5, РДК (Районный дом культуры) и ДК КЛУГА (Дом культуры Краснокутского летного училища гражданской авиации).

Что же мы увидели на дискотеках? Как выглядит наш круговорот, подтолкнувший нас на выполнение проекта?

Попробуем объяснить с помощью схемы №1 на примере нашей школы.

Схема №1 Движение учащихся МОУ СОШ №1 на дискотеках.

Кружочками мы обозначили тех, которые танцуют, а стрелочками передвижения всех участников (танцующих, стоящих возле стеночки, движущихся по кругу, но не танцующих…). В данном примере все участники двигаются по часовой стрелке.

Появились первые вопросы:

  1. Может ли вращение быть против часовой стрелки?
  2. Почему молодежь двигается по кругу?

Для того чтобы ответить на данные вопросы, мы отправились изучать танцзалы школы №2,3, РДК и ДК КЛУГА. Собрав данные и проанализировав их, выяснили, что основной причиной вращений в ту или иную сторону во всех случаях являлось место расположения входов и выходов в танцзал, а также расположение сцены, всевозможных перегородок и освещения.

Сцена

Круг танцующих

Вращения в разные стороны, на примере РДК и МОУ СОШ №1 можно увидеть на схеме №2.

Сцена

Схема №2 Движение молодежи на дискотеке в РДК и МОУ СОШ №1 с различными направлениями.

Что касается второго вопроса, причина кроется гораздо глубже.

Самым важным моментом является то, что мало молодежи приходит на дискотеку потанцевать. Именно благодаря ним, происходит движение по кругу.

Теперь перед нами встали другие вопросы:

  1. Как повлиять на количество танцующих, сделав их число больше?
  2. Как показать, что, танцуя (тем самым, получая удовольствие) мы можем выполнить необходимый для нашего организма минимум движений?

Именно эти вопросы стали самыми главными в нашем проекте.

Для начала мы решили узнать, сколько учащихся занимается спортом в спортивных секциях, посещают танцевальные кружки, либо выполняют общеразвивающие упражнения самостоятельно, а также, сколько посещают дискотеки? Это мы решили сделать, чтоб проверить нашу гипотезу о том, что ребят посещающих дискотеки гораздо больше, чем ведущих здоровый образ жизни с помощью спортивных секций и кружков. И это надо обязательно использовать. Ведь если нам удастся привлечь их внимание к ведению здорового образа жизни, то мы охватим большинство молодежи.

Информацию собирали со всех школ города, ДЮСШ (Детская юношеская спортивная школа) и РДК от руководителей перечисленных учреждений, одновременно вели опрос учащихся. Уже обработанные результаты мы представляем в виде диаграммы №1.

Мы видим, что если даже сложить вместе число ребят ведущих здоровый образ жизни вне дискотек их число будет меньше числа тех, которые посещают дискотеки.

Вот почему главным вопросом для нас стал вопрос об увеличении численности танцующих на дискотеках. Ведь для сердца человека достаточно хотя бы раз в день несколько минут потанцевать, что мы далее подтвердим данными, полученными в ходе проведенных нами экспериментов с учащимися и педагогами школы №1.

Большинство ребят предпочитают посещать дискотеки, но при этом только 24% из них действительно приходит потанцевать, что можно увидеть на диаграмме №3. Остальные приходят с другими целями.

Возникают вопросы:

1.С какими целями приходит молодежь на дискотеку?

2. Что мешает им танцевать?

3. Какие причины?

Выяснив причины, можно будет разработать план действий. Судя по социологическому опросу, который провели с ребятами, мы выяснили следующее см. диаграмма №2 и №3.

Диаграмма №2 Причины.

Диаграмма №3 Цели прихода на дискотеки.

По полученным данным мы видим, что на некоторых из ребят мы можем повлиять, тем самым увеличить количество танцующих.

Это на тех, кто пришел познакомиться, отдохнуть от уроков и повседневности и на тех которые не знают, почему ходят на дискотеку.

Сделать это можно, если повлиять на причины, которые видим на диаграмме №2, исключая последнюю причину (мало выпили), хотя и они не потеряны.

Начнем с того, что расскажем об истории появления занятий физическими упражнениями под музыку. Продемонстрируем полученные результаты опросов о качествах, которыми должен (на) обладать юноша (девушка) в первую очередь, для упрощения способов знакомства между ними, перейдем к полученным результатам проведенных нами экспериментов с учащимися школы и педагогами и далее представим сценарий конкурса «Танцы с педагогами».

Физическая культура, музыка и танцы.

Я славлю организменный ансамбль

Из органов, играющих на диво…

Я славлю их синхронное вступленье

И строго закодированный такт,

Невероятное созвучие октав,

То совершенство, высшее творенье!

В. Кочиашвили

Практически все современные танцы непременно, так или иначе, связанны с гимнастикой, которая в свою очередь взаимосвязана с физической культурой.

Занятия физическими упражнениями под музыку имеют давнюю историю.

В античные времена в Греции одной из разновидностей гимнастики была орхестрика, гимнастика танцевального направления.

Танцевальные упражнения входят в раздел «гимнастика» современной программы по физической культуре, где координация должна проявиться в умении, сочетать свои действия с действиями партнера.

Образно выражаясь, современная ритмическая, художественная, спортивная, оздоровительная гимнастика базируются на четырех «Д»:

  1. Ж. Демени – гимнастика ритма и гармонии движений, свободной пластики, где большое значение придавалось развитию ловкости и гибкости;
  2. Д. Дельсарт – пытался научить во время пения владеть жестом, мимикой, движениями и позами. Такая гимнастика легла в основу пантомимы;
  3. А. Дункан – танцевальная гимнастика для женщин. Она отстаивала идею художественного воспитания и нового танца;
  4. Ж. Далькроз – выявил значение чувства ритма в физической деятельности человека. Он же в 1910 году открыл школу ритмической гимнастики.

Любое живое существо, в том числе человек, содержит внутри себя своеобразные часы. Ход их регулируется многими периодическими процессами внешней среды и самого организма, который можно сравнить с музыкальным ансамблем, исполняющим сложнейшие произведения. Оркестром, где есть дирижер – мозг и первая скрипка – сердце, где ровный стук метронома да легкий взмах дирижерской палочки согласуют общие усилия инструментов, где каждый досконально знает свою партию, каждый на своем месте и каждый необходим.

Чем сложнее система, тем важнее для нее организация во времени: большему числу процессов необходима лучшая согласованность.

В нашем же организме обнаружено уже более 300 (!) только циркадных ритмов.

В связи с этим любая человеческая деятельность нуждается в строгом распорядке режима дня:

  1. правил гигиены;
  2. режима питания;
  3. правила распределения труда и отдыха в режиме дня;
  4. правил тренировки с учетом ЧСС и возрастных особенностей организма.

Если ведущий дискотеку правильно подберет музыку, судя по нашей диаграмме, он сможет повлиять на 30 % молодежи, движущихся по кругу, либо стоящих в сторонке. У каждого человека есть свой вкус и для того, чтоб музыка понравилась многим необходимо подбирать музыку разнообразную, а не гонять одно и тоже.

О человеческих взаимоотношениях.

Из диаграммы №3 мы видим, что большинство молодежи приходит на дискотеку с целью познакомиться. Поэтому они ходят по кругу и ищут друг друга, но при этом, когда находят, не знают как себя вести.

Они для храбрости выпивают либо начинают задираться, чтоб на них обратили внимание. Потом удивляются, когда отношения с теми, кто им понравился, не складываются.

В нашем проекте мы решили немного им помочь, доказав, что в выпивке нет необходимости, так как люди ценят друг в друге совсем иные качества, что представляем в виде диаграмм.

Рис. 1 Мнение юношей о качествах, которыми должна обладать девушка в первую очередь

Рис. 2 Мнение девушек о качествах, которыми должен обладать юноша в первую очередь

Очень часто ребята, общаясь, друг с другом, играют какую-то роль, задираются, ставят себя выше других, и каждый из них хочет быть значительнее. Но на самом деле, если они хотят быть интересными для других, необходимо дать человеку с кем общаешься, почувствовать свою значительность, делая это со всей искренностью.

«… но человек,

Но гордый человек, что облечен

Минутным кратковременным величьем,

И так в себе уверен, что не помнит,

Что хрупок, как стекло, - он перед небом

Кривляется, как злая обезьяна,

И так, что плачут ангелы над ним».

Шекспир

Результаты проведенных нами экспериментов с учащимися школы и педагогами.

Для того чтобы доказать, что с помощью танцев можно выполнить необходимый нашему организму минимум движений, причем за какое время. Мы провели эксперименты с педагогами и учащимися, которые заключались в том, что измеряли ЧСС в покое, после танцев (медленные, современные и классические), после выполнения силовых и беговых упражнений.

Во время занятий физической культурой необходимо следить за изменениями ЧСС и чтобы риск был минимальным, рекомендуется не превышать верхнюю границу индивидуального тренировочного пульса (ИТП), который подсчитывается с помощью формул:

ИТП = (220 – возраст – ЧСС в покое за 1 минуту) х 0.66 + ЧСС в покое за 1 минуту;

Нижняя граница = ИТП – 12;

Верхняя граница = ИТП + 12.

Мы следили за тем, как меняется ЧСС, сравнивая постоянно его с ИТП во время танцев и различных упражнений из физической культуры, при этом засекая по времени.

В экспериментах приняло участие 84 учащихся 9-х, 11-х классов МОУ СОШ №1 и 15 педагогов.

Среднеарифметическое значение пульса в покое получилось

ЧСС = 78 ударов в минуту.

Среднеарифметическое значение ИТП = 161.16 ударов в минуту.

Полученные результаты представляем в виде таблицы.

Способ деятельности

Время, за которое участники эксперимента достигли своего ИТП при среднем и медленном темпе выполнения заданий (в таблице указаны среднеарифметические результаты в минутах).

Средний темп

Медленный темп

1. Беговые упражнения.

7.23

12.35

2. Силовая подготовка.

8.14

11.4

3. Современные танцы.

23.8

4. Классические танцы (вальс).

14.8

25.9

Таблица №1 Время, за которое учащиеся достигли ИТП, в зависимости от способов деятельности и темпа.

Сценарий конкурса «Танцы с педагогами»

или «Смешанная пара года»

Мы знаем такой замечательный проект на первом канале, как «КВН» который приобрел широкий размах и привлек в свои ряды не только студентов со всей России и других стран мира, но и школьников.

Сейчас на первом канале и РТР прошли такие проекты, как «Танцы со звездами» и «Танцы на льду», которые нашли много поклонников. Отталкиваясь от них, мы решили предложить свой вариант сценария для учащихся школы и педагогов, под названием «Танцы с педагогами» или «Смешанная пара года», с помощью которого можно будет повлиять на количество танцующих (стесняющихся).

Прежде чем приступить к написанию сценария мы решили для начала прозондировать почву.

Рис. 3 Отношение учащихся к передаче «Танцы со звездами»

Рис. 4 Отношение педагогов к предложению - станцевать с учащимися

Рис. 5 Отношение учащихся к предложению - станцевать с учителями

Конкурс проводится среди учащихся 9 – 11-х классов и педагогов школы.

Перед началом конкурса каждый класс выбирает у себя одну пару, которая должна до начала конкурса приготовить два танца и двух корреспондентов, в обязанность которых входит сбор информации о своей паре во время подготовки к конкурсу.

Сам конкурс разделен на два этапа:

I этап

  1. ведущие рассказывают о танцах в общих чертах;
  2. выступление профессиональных пар;
  3. перед каждым выступлением пары, выходят их корреспонденты и рассказывают о том, что это за пара, как она готовилась (форма любая);
  4. выступление самих пар;
  5. второе выступление пар;
  6. оценка жюри (по 10-ти бальной системе);
  1. после двух танцев жюри объявляет три лучшие пары (по сумме набранных баллов);
  2. перед началом конкурса ведущие опросили учителей и составили презентацию, в которой восемь педагогов (4 мужчины, 4 женщины) пожелали принять участие (о них краткая характеристика и фотографии);
  3. ученица из пары, занявшей первое место, выбирает себе партнера из числа представленных педагогов, затем – выбирает партнер и т.д.;
  4. получаем шесть «смешанных» пар, состоящих из учеников и педагогов;
  5. этим парам дается 1 неделя для подготовки 1 танца.

II этап

  1. через неделю после I этапа ведущие перед выступлением каждой пары рассказывают о том, что это за пары и как они готовились (форма любая);
  2. выступление самих пар;
  3. оценка жюри (по 10-ти бальной системе);
  4. при входе в зал каждый из зрителей получает 6 жетонов с цифрами от 1 до 6 (номера пар)
  5. пока на сцене выступают профессиональные пары, помощники проходят по залу и собирают жетоны с номерами понравившихся пар у зрителей (1 жетон равен 1 баллу);
  6. баллы жюри и количество жетонов суммируются, и мы получаем «пару года».

IV Ожидаемые результаты.

За незначительное время и невеликие материальные затраты на основе интереса учащихся 9 – 11-ых классов к дискотекам (без принуждения) можно будет вполне серьезно решать вопросы здоровья молодежи.

В данном проекте мы рассмотрели такое интересное явление, как «круговорот» на дискотеке, которое происходит в результате движения молодежи по кругу. Благодаря проведенному опросу, в котором приняло участие 297 человек, были подтверждены выдвинутые нами гипотезы и выявлены некоторые причины, по которым молодежь в наше время мало танцует на дискотеках. Показали качества, на которые чаще всего обращают внимание молодые люди во время поиска партнера, что мы надеемся, поможет во взаимоотношениях между ребятами, а в лучшем случае оттолкнет их от выпивки.

В ходе проведенных экспериментов, в которых приняло участие 84 ученика МОУ СОШ №1 и 15 педагогов, пришли к выводу, что музыка, танцы и физическая культура взаимосвязаны между собой, но не могут быть полностью взаимозаменяемы. С помощью танцевальных упражнений мы развиваем определенные физические качества и даем достаточную нагрузку на сердце. Очень важно здесь отметить, что на дискотеки ходят и те ребята, которые освобождены от физической культуры по состоянию здоровья. Для которых мы и определяли нижнюю границу ИТП, а также подсчитали время необходимое им для достижения ИТП во время выполнения различных упражнений в медленном темпе, которые занесли в таблицу. Танцы и выбранная музыка имеют также ключевое значение в поднятии эмоционально-психологического состояния человека.

Предполагаем, что при помощи проведения конкурса «Танцы с педагогами» или «Смешанная пара года» увеличится количество танцующих среди молодежи.

Мы надеемся, что кинетическая энергия, затраченная нами в ходе выполнения данного проекта, не пропадет даром. А по закону сохранения энергии - перейдет во внутреннюю (пока еще скрытую), которая подтолкнет молодежь на ведение здорового образа жизни, хотя бы через танцы на дискотеках!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм? М., Знание, 1985.
  2. Дильман В.М. Большие биологические часы. М., Знание, 1981.
  3. Оранский И.Е. Часы внутри нас. Свердловск, 1979.
  4. Кабалевский Д.Б. Музыка в 4 – 7 классах. М., Просвещение, 1986.
  5. Журнал Физическая культура в школе №6, 2004
  6. Дейл Карнеги. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. М.: «Мартин», 2006.
  7. Лекции Новиковой И.В. – заведующей кафедрой физической культуры в Саратовском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.
  8. Коджаспиров Ю.Г. Физкульт – ура! Ура! Ура! Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. – 202 с.