Маяковского «О дряни». (Восприятие, истолкование, оценка)


Стояла на службе революции, на службе социалистического общества. Герои сатиры поэта - не конкретные персонажи, а персонифицированные недостатки, изображенные в гротескном, карикатурном виде.

Сатира Маяковского - один Из важных составных элементов его поэзии. Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.

В центре стихотворения «О дряни» - мещанина, втершегося в советское учреждение и заботящегося только о своем благополучии. начинается с таких строк:

Слава, Слава, Слава героям!!!

Впрочем, им довольно воздали дани.

Теперь поговорим о дряни.

Уже это начало говорит о содержании стихотворения. В нем не намерен петь дифирамбы революции. Несмотря на то, что революцию принял сразу и безоглядно, словно захлестнувшую мир свежую стихию, он не может не замечать недостатков вокруг себя. Пережитки прошлого мира и злокачественные новообразования настоящего не дают Маяковскому покоя. Он готов клеймить их позором и вскрывать негативные черты общества, словно скальпелем хирурга. Об этом и говорится в первых строках стихотворения. Не для прославления героев революционных лет оно создано. Оно призвано клеймить мерзости мещанства. «Дрянь пока что мало поредела», - говорит поэт в этом стихотворении. Он обличает обуржуазившихся в послереволюционные годы мещан, говорит о том, что даже буря революции не смогла с ними справиться. Хотя Маяковский надеялся на живительное и освежающее воздействие революционного движения:

Утихомирились бури революционныхлон.

Подернулась тиной советская мешанина.

Ивылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина.

Как ни надеялся Маяковский на революцию, советская действительность не была совершенной. И причина того проста: в новую пришли старые люди, не желающие менять принципы, образ жизни, привыкшие влачить существование. В пику им существовали революционеры - представители нового течения, но и они успокоились, завершив начатое. «Утихомирились бури революционных лон…», - говорит поэт в своем произведении.

Маяковский безжалостно бичует тупого, самодовольного обывателя, равнодушного ко многим проявлениям жизни, к искусству и красоте, абсолютно бездуховного.

Маяковский в своем стихотворении создает образы мещан, кругозор которых ограничен, и их первая жизненная радость - прибавка к жалованью. Маяковский настаивает на том, что мещанство - не социальное сословие, а лже-сословие. Образы мещан гротескно преувеличены. Характерной особенностью этого стихотворения является самораскрытие в мире мещан. Портрет Карла Маркса стал украшением жилища.

Характеристика «мрази», прямо противопоставленной настоящим героям революции, завершается фантастической картиной: будто сам Маркс с портрета поднял возмущенный голос против обывательского быта:

Маркс со стенки смотрел, смотрел…

И вдруг разинул рот, да как заорет:

«Опутали революцию обывательщины нити. Страшнее Врангеля обывательщины быт. Скорее головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!»

И эти строки вновь подтверждают внутренний протест поэта и его лирического . Нежелание видеть в новом и близком к совершенному устройству мире старые беды.

Хотелось бы обратить внимание на последние строки стихотворения:

… головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!…

Слово «канарейка» обозначает всю ограниченность, всю жизни мещан. Оно призвано обобщить «портрет мещанина», за его границами - вся та бездуховность и то стремление к материальным ценностям, которые так презирал поэт. Канарейка как символ мещанства (птичка в клетке, поющая для развлечения оплывших жиром недр-людей), должна быть уничтожена. Иначе все эти «мрази» - мещане сведут «на нет» дело революции.

Таким образом, стихотворение «О дряни» пронизано пафосом борьбы с тем, что мешает становлению идеального социалистического общества. Маяковский в нем по казал те недостатки, которые заставляли его раз за разом действовать своими поэтическими методами. Сатирическое обличение Маяковского - это сильное, но, пожалуй, единственное средство, с помощью которого поэт пытался переустроить мир.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Сатира Маяковского. «О дряни». Стихотворение в контексте современности . Литературные сочинения!

Сатира Маяковского (по стихотворениям «Прозаседавшиеся», «О дряни»)

Владимир Владимирович Маяковский — поэт, который всегда откликался на события современности. Для него не было тем, на которые бы не могла откликнуться поэзия. Все было предметом его внимания, если способствовало процветанию Родины. В двадцатые годы бюрократизм захлестнул чиновничество, и Маяковский откликнулся на это зло стихотворением “Прозаседавшиеся”.

Чуть ночь превратится в рассеет,

вижу каждый день я:

кто в глав,

кто в ком,

кто в полит,

кто в просвет,

расходится народ в учрежденья.

Сатирическое обобщение, содержащееся в этом произведении, свидетельствовало об остроте политического зрения автора, о его возросшем мастерстве. Сатирическая сила стихотворения Маяковского рождается из органического сплава реалистической жизненной ситуации с гиперболой, гротеском, фантастикой отдельных картин и образов. Обычная картина являющихся на службу в учреждения служащих — и дождь бумаг, из которых выбирают “с сотни — самые важные!” — для очередного заседания. Совещания следуют одно за другим, одно нелепее другого: театральный отдел заседает с главным управлением по конзаводу, цель другого заседания — решение вопроса о “покупке склянки чернил Гупкооперативом”, наконец, уже совершенно невообразимое заседание “А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ко-ма”. Лирический герой, добивающийся аудиенции “со времени она”, искренне возмущен, его охватывает ярость. Он врывается лавиной на очередное заседание:

И вижу:

сидят людей половины.

О дьявольщина!

Где же половина другая?

У героя от этой “страшной картины свихнулся разум”. И вдруг:

Она на двух заседаниях сразу.

В день

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться”.

Бессмысленность и беспросветность этой суеты особенно остро и убедительно подчеркивается этой фантастической картиной, возникшей из просторечного оборота “не разорваться же”. Стихотворение заканчивается лирическим выводом, точным и убедительным:

О, хотя бы

еще

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!

Близким к тематике этого произведения является и стихотворение “О дряни”. В центре его образ мещанина, втершегося в советское учреждение и заботящегося только о своем благополучии. Характеристика “мрази”, прямо противопоставленной настоящим героям революции, завершается фантастической картиной: будто сам Маркс с портрета поднял возмущенный голос против обывательского быта:

Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее

головы канарейкам сверните —

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!”

Тема борьбы с обывательщиной за здоровый социалистический быт поставлена поэтом в целом ряде стихотворений.

Сатира Маяковского — один из важных составных элементов его поэзии. Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.

Утихомирились бури революционных лон.

Подернулась тиной советская мешанина.

И вылезло

из-за спины РСФСР

мурло

мещанина.

Остро и беспощадно Маяковский бичует “вечное” зло

Маяковский был поэтом, который всегда откликался на происходящие вокруг него события. Во всемирной поэзии ему принадлежала одна из самых исключительных ролей - свой талант Маяковский посвятил революционному обновлению во имя счастья миллионов людей. Для него не существовало тем, о которых поэзия могла бы молчать. В центре произведения «О дряни» читатель видит образ мещанина, который сумел втереться в структуру советского учреждения, но продолжает заботиться исключительно о собственном благополучии. В стихотворении Маяковского «мрази» противопоставлены настоящим героям революции.

Кого обличает поэт

Анализ «О дряни» Маяковского показывает, что произведение является одним из образцов, в которых отражается сатирическое мастерство Маяковского. В каждой из его строчек читатель слышит беспощадный и обличительный смех. Поэт высмеивает тех, для кого новая эпоха в жизни страны была всего лишь периодом, к которому можно и нужно было приспособиться. Также он обличает обывателей, для которых символика советского времени была всего лишь данью моде. С большой ненавистью Маяковский относится к подобным «типам». И чтобы еще больше привлечь внимание своих читателей, поэт «оживляет» портрет К. Маркса: «Маркс со стены смотрел, смотрел… и вдруг да как заорет…».

Анализ «О дряни» Маяковского: необычная лексика

Для того чтобы создать сатирический образ высмеиваемого «мещанина», поэт использует очень специфическую лексику. В первую очередь это большое количество разного рода сниженной лексики: «мурло», «мразь», «дрянь», «головы.. сверните». Также можно прочувствовать иронический настрой поэта через слова его субъективной оценки: «спаленки», «галифища». Подробный анализ «О дряни» Маяковского показывает, что абсолютно неповторимый стиль поэту удалось выработать при помощи неологизмов. Для него они никогда не были самоцелью. Эти необычные слова и фразы поэт использовал для того, чтобы повысить выразительность своих произведений. Например, такие слова, как «фигурять» и «оголтелая канареица».

В произведении поэт также использует и уменьшительно-ласкательные суффиксы (например, слова «спаленки», «потолочек»). Это усиливает сатирическое впечатление от произведения. Также поэт использует вместо обычных, нейтральных фраз слова с эмоциональной окраской. К примеру, это фраза «на балу в Реввоенсовете». Ведь каждый читатель знает, что в советскую эпоху не могло быть никаких балов. Это слово старой эпохи. Фразы поэт строит по принципу резкости, контрастности, таким образом раскрывая сущность мещанина.

Разбор произведения по плану

Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского по плану может включать в себя такие пункты:

  1. Название произведения.
  2. Когда было написано стихотворение, что послужило его написанию. В данном случае - недовольство поэта мещанами.
  3. Художественные средства, используемые поэтом (неологизмы, контраст, уменьшительно-ласкательные суффиксы).
  4. Образ героя. В данном случае это мещанин с его низкими интересами.
  5. Мнение школьника о произведении.

Композиция

Подготавливая анализ «О дряни» Маяковского, школьник может также подчеркнуть: произведение имеет необычное композиционное строение. Конечно, выделение таких блоков в тексте весьма условно. Начинается произведение с хвалебного возгласа поэта: «Слава, Слава, Слава героям!!!». И этот возглас очень резко контрастирует с тем, что будет сказано в дальнейшем. В самом начале читатель уже может заметить горькие сатирические нотки - они являются своеобразным зачином произведения.

Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского демонстрирует, что дальше следует экспозиция, с помощью которой Маяковский разъясняет причины феномена обывательщины в советском государстве. И вся абсурдность и неприглядность образа мещанина и его супруги развивается по ходу произведения. Кульминационной точкой этого стихотворения является «оживление» портрета Маркса, который не выдержал разговора этих людей и ожил. Его экспрессивная речь представляет собой развязку стихотворения.

История создания

Произведение было написано в 1920-1921 годах. В это время уже было понятно, что в стране советов не все так гладко. Маяковский сумел увидеть всю отвратительность жизни мещан и обрисовал этот феномен с присущей ему иронией. Однако необходимо заметить, что мещанский быт, описанный в произведении, не является у Маяковского предметом сатирического обличения. Он лишь выражает истинную сущность мещанской жизни.

Главные персонажи произведения

Проводя краткий анализ «О дряни» Маяковского, необходимо упомянуть о главном действующем персонаже произведения. Это мещанин с его низкими интересами. Его поэт называет «иной мразью». Мещанин мечтает о приобретении разного добра: например, предметом его желаний являются «тихоокеанский галифища». Что касается его супруги, то она тоже не прочь разнообразить свой гардероб. Но платье она хочет непременно с советской символикой. Ведь «без серпа и молота не покажешься в свете». Поначалу может показаться, что мещанин является человеком советской эпохи. Но затем читатель видит, что в действительности его быт наделен признаками другой эпохи - об этом говорит самовар, пианино.

Произведение является не только материалом для подробного анализа сатиры Маяковского. «О дряни» выражает также личные опасения поэта по поводу влияния лицемерных мещан на советский режим. Ведь они скрываются за общепринятыми символами, но в действительности никогда не переставали быть мещанами. Опасными они кажутся Маяковскому еще и потому, что оказываются способными втереться в правительственный аппарат, а именно это порождает вездесущую болезнь бюрократии. Помимо этого, поэт всей душой ужасался от мещанской атмосферы, которая стремилась «утихомирить волны революционных лон».

Владимир Владимирович Маяковский - один из ярчайших представителей поэзии ХХ века. Его стихи и пьесы давно стали классикой и вошли в школьную программу. Анализ Маяковского «О дряни» является программным, так как это стихотворение наглядно иллюстрирует стиль и поэта.

Краткая биография В. В. Маяковского

Родился будущий поэт в Грузии в небольшом селе Багдады. Уже в младших классах гимназии Владимир Владимирович стал посещать демонстрации и читать революционно направленную литературу. В 1906 году после смерти отца семья Маяковских переезжает в Москву. Здесь он начинает пропагандистскую работу, за что не раз попадает в тюрьму. Будучи студентом училища живописи, ваяния и зодчества, знакомится с футуристами. Теперь его творческий путь становится неразрывно связанным с этим направлением. И первые стихотворения Маяковского были напечатаны в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу».

Творчество поэта можно разделить на два периода: дореволюционный, где объектом сатиры становятся буржуи и белогвардейцы, и послереволюционный, в котором ирония направлена на недостатки современного ему общества. Необычен в подаче и ритмике стихов, саркастичен и сатирически меток Владимир Маяковский. «О дряни» - стихотворение, в котором проявились все эти составляющие гения писателя.

Тематика стихотворений

Все творчество Маяковского имеет ярко выраженную сатирическую направленность. Однако именно стихотворения позднего периода (20-е годы) отличаются небывалым тематическим богатством. Возникает ощущение, что под горячую руку сатирика и на острый язык попали все недостатки его времени. Героями произведений, а следовательно, объектами иронии, становятся кулаки, новые буржуи, хулиганы, вредители, трусы, обыватели, ханжи, сплетники, лодыри, пьяницы, взяточники, бракоделы и многие другие.

Стихотворение «О дряни»

Именно в это время, в промежутке между 1920-1921 годами, пишет одно из своих замечательнейших стихотворений Маяковский - «О дряни». Тема обличения мещанства, которое «вылезло из-за спины РСФСР», стала основной для произведения.

Сатирические мотивы

В послереволюционные годы сатира Маяковского усиливается, становится острее и злободневнее. На раннем этапе творчества поэт противопоставлял себя бесчувственной толпе, которой не понять возвышенных идеалов писателя. После революции весь сарказм Маяковского обрушился на врагов коммунизма. Особенно же поэт высмеивал мещанство во всех его проявлениях. Хорошо устроившиеся и процветающие в новой советской жизни мещане виделись Маяковскому поражением сторонников революции. Но чтобы лучше понять и проникнуться этими идеями, необходим творческий анализ Маяковского. «О дряни» - стихотворение, которое наилучшим образом подходит для этой цели.

Начинается произведение с резкого противопоставления. Первые строки, звучащие как: «Слава, Слава, Слава героям!», продолжаются абсолютно контрастными: «Теперь поговорим о дряни». Но кто же эта «дрянь»? Ей оказывается «мещанское сословие», которое не просто выжило во время революции, но и отлично приспособилось к новой жизни, обзаведясь «уютными кабинетами и спаленками». Экспрессией и нотами возмущения отличается любой анализ Маяковского. «О дряни» не стало исключением и вобрало в себя все негодование и протест поэта.

Мещане в понимании Маяковского не просто гадки и противны из-за своего образа жизни, от которого можно только намозолить «от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники». Нет, они еще и опасные приспособленцы и бюрократы. Беспощадна и неумолима в этом стихотворении

«О дряни» - описание быта

Изображение быта в стихотворении «О дряни» стало не способом обличения, а отражением политических идеалов и ценностей мещанского сословия. Людей такого типа, как ни удивительно, породила сама революция, эпоха перемен, но они способны только опошлить, принизить и запятнать возвышенные революционные идеалы. Именно с помощью деталей окружающей мещан обстановки Маяковский показал, что их понятия о мире и будущем извращены и далеки от истинно коммунистических. Так, Реввоенсовет, Революционный военный совет республики, возникает в смысловой связке со словом бал, что представляется совершенно нелепо и неуместно. Более того, там мещанка хочет «фигурять» в обновке.

Многое сказал о мещанах в своем произведении «О дряни» Маяковский. Стих, анализ которого дает полную картину представлений поэта о современном ему мире, говорит о ценностях и недостатках общества.

Маяковский говорил о том, что сатирическое произведение может родиться только в том случае, если есть подходящая тема, которая так и просится «на издательство». Но мало определиться с тематикой, необходимо уметь правильно преподнести, чтобы показать все червоточины и недостатки общественного явления. И здесь в ход идут давно отработанные классиками приемы: меткость фраз, четкость обличения, абсурдизм и гиперболизация. Такую формулу создания произведений определил для себя Маяковский. «О дряни» - стихотворение, вобравшее все эти принципы. Но особенно ярко явил себя гротеск, который словно поставил жирную точку в финале произведения: «Маркс со стенки смотрел, смотрел … И вдруг разинул рот, да как заорет…».

Вывод

Таки образом, проведенный нами разбор и анализ Маяковского «О дряни» свидетельствует о том, то это стихотворение является отражением творческого метода писателя. Оно отражает основную тематическую и идейную наполненность послереволюционного этапа развития поэта.

Обращение к будущему – способ забыть о настоящем. Именно по этому принципу пишется фантастика. А когда будущее становится частью твоей жизни, как это произошло с писателями и поэтами начала ХХ века, то остается только верить в это самое будущее. Владимир Маяковский свято верил в то, что придет «в коммунистическое далеко», что его «стих громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо». Поэтому и воспринимал он поэзию как участницу строительства жизни. При этом, стремясь подстегнуть время, обогнать его, поэт чувствовал, что отстает от него, как бы переходит в разряд отжившего:

С хвостом годов я становлюсь подобием
Чудовищ ископаемо-хвостатых.

Возможно, поэтому и усиливаются в его творчестве сатирические мотивы . И если в предреволюционные годы сатира была направлена против толпы, бесчувственной к словам поэта, то когда революция свершилась, сатирической мишенью Владимира Маяковского стали ее враги, прежде всего, внутренние. Например, мещане, которые не были пережитком прошлого. Мещанство, увиденное Маяковским, – порождение настоящего, а значит, вполне живучее, даже процветающее, особенно в условиях строительства новой советской жизни.

Одним из первых ударов по этому явлению Маяковский наносит в стихотворении «О дряни» , анализ которого и будет далее представлен. Первые строки стиха «Слава, Слава, Слава героям!!!» сменяются едкой издевкой над «мразью» , сумевшей выжить под натиском революционных бурь, приспособиться, свить себе «уютные кабинеты и спаленки» .

У Маяковского мещане не просто отвратительны, потому что намозолили «от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники» , они опасны уже потому, что ловко оказываются, «наскоро оперенья переменив» , в государственном аппарате, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений (ярко воспроизведенную год спустя в стихотворении «Прозаседавшиеся»).

Наверное, намного больше поэта страшит атмосфера, которую создают вокруг себя мещане, озабоченные тем, чтобы «утихомирились бури революционных лон» и «подернулась тиной советская мешанина» . Такая атмосфера тщательно прорисована с помощью бытовых деталей, обозначенных точно и выразительно. Например, непременный атрибут советского времени – портрет Маркса (видимо, вместо иконы). Или газета «Известия», ставшая подстилкой котенку. Разве это не кощунственно? А лоснящаяся самодовольством («от самовара разморясь» ) физиономия советского чиновника, не забывающего даже дома называть жену по-партийному: «Товарищ Надя!» А «партийный товарищ» под стать своему мужу: она не только «за пианином обучающаяся» , она еще хочет «с эмблемами платья» , так как «без серпа и молота не покажешься в свете!»

Быт в стихотворении «О дряни» - это не предмет сатирического обличения, это способ выражения политической сущности явления, называющегося мещанством . Принадлежащие к этому классу люди порождены, как ни странно, революционной эпохой, но способны лишь опошлить связанные с революцией представления. Каждая деталь той обстановки, которую они создают вокруг себя, заставляет иначе оценить принадлежащие революции понятия. Даже слово «Реввоенсовет» , то есть Революционный военный совет республики, оказывается связанным со словом «бал» , на котором Надя и собирается «фигурять» в платье с эмблемами. Что может быть нелепее связи подобных понятий?

Маяковский часто говорил о том, как рождаются сатирические произведения. Работа начинается с выбора темы , «напрашивающейся на издевательство». Именно такая тема и лежит в основе стихотворения «О дряни». Но издевка прозвучит лишь в том случае, если в стихе будет «заострено слово». Некоторые приемы подобного заострения Маяковский перечисляет: это «выделка хлыстов-рифм», эксцентричность выводов, абсурдный гиперболизм.

В стихотворении «О дряни» - полный набор. Во-первых, это убийственно резкие рифмы : «мурло мещанина» , «зады» , «мразь» , резкость которых достигается и грубыми, бранными словами. Во-вторых, эксцентричность выводов действительно потрясает:

Страшнее Врангеля обывательский быт.

И конечно, гротесковый финал , в котором смотрящий со стенки Маркс «разинул рот да как заорет» . Настоящий театр абсурда, в действие которого оказываются вовлеченными все читатели этого стихотворения.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского